Для того что бы
разобраться в различных видах коррозии нужно определить сначала что же такое
коррозия.
Коррозия -
это самопроизвольное разрушение металлов и сплавов в результате химического,
электрохимического или физико-химического взаимодействия с окружающей
средой.
Для правильного
определения причин разрушения металла из которого изготовлен предмет подлежащий
реставрации необходимо знать основы теории коррозии металлов.
Сейчас мы попробуем
подробно во всем разобраться.
По механизму
разрушения различают:
1. Химическую и
электрохимическую коррозию
2. Атмосферную
3. Почвенную
4. Биокоррозию
5. Морскую коррозию
Химическая
коррозияпроисходит при контакте металла с сухими газами, воздухом,
в жидкостях не электролитах ( не проводящих ток). Попросту говоря химическая
коррозия это окисление металлов которое выражается в образовании на поверхности
тонкой пленки оксидов.
Электрохимическая коррозия возникает при
наличии физико-химической неоднородности поверхности металла или среды в
присутствии жидкости проводящей ток ( электролита).
Поверхность металла
не бывает однородной а на поверхности
металла практически всегда присутствует тончайшая пленка влаги которая проводит
ток потому что содержит в себе растворенные
соли которые попадают в нее из атмосферы , с пылью из почвы а это значит что
металл подвергается электрохимической коррозии практически постоянно.
Именно по этому реставраторами применяются ингибиторы коррозии
такие как микрокристаллический воск, бензотриазол, танин и т.д ( о них мы
поговорим в следующих статьях) .
Атмосферная
коррозия разделяется на 3 типа:
1. Сухая
2. Влажная
3.Мокрая
Сухая атмосферная
коррозия протекает при полном отсутствии влаги на поверхности
металла. Большинство металлов при взаимодействии с кислородом или другими
окислителями в сухой атмосфере покрываются пленкой оксида. По механизму
разрушения процесс является чисто химическим и не приводит к существенным
разрушениям металла.
Влажная атмосферная коррозия
образуется при наличии на поверхности металла тончайшей, невидимой пленки
влаги, которая образуется в результате конденсации при относительной влажности
воздуха ниже 100%.
Влажность при
которой скорость коррозии резко возрастает называется критической она
составляет примерно 70% но это значение может меняться в зависимости от
состояния поверхности металла и состава атмосферы.
Мокрая атмосферная
коррозия образуется при наличии на поверхности металла видимой
пленки влаги.
Данный вид коррозии
наблюдается когда влажность воздуха около 100% , когда имеется капельная
конденсация влаги на поверхности металла и при непосредственном попадании влаги
на металл. Конденсация влаги очень вредный процесс потому что влага сконденсировавшаяся на
предмете при понижении температуры имеет повышенную кислотность.
Наиболее
агрессивными примесями воздуха является сернистый газ, хлористый натрий,
сероводород, аммиак, пары соляной кислоты.
Почвенная
коррозия наиболее агрессивная потому что наличие в почве влаги и
растворенных в ней солей делает ее электролитом вызывая тем самым
электрохимическую коррозию. Увеличение влажности грунта замедляет доступ
кислорода снижая при этом скорость пассивации ( защиты) металла.
Кроме того
неоднородность почвы по структуре, плотности, составу, влажности, кислотности
приводит к усилению неравномерности коррозии.
Биокоррозия
как вы уже догадались речь пойдет о бактериях, они находятся в большем
количестве в почвах и могут вызывать ускорение разрушения черных металлов. Из
бактерий наиболее опасны серобактерии которые окисляют сероводород в серу а
затем в серную кислоту которая вызывает интенсивную коррозию.
Морская
коррозияхарактеризуется высокой степенью воздействия на металлы
потому что морская вода обладает высокой электропроводностью из за растворенных
в ней солей а значит электрохимическая коррозия в морской воде протекает
наиболее интенсивнее чем в почве или на поверхности.